Автомобильные диски уже давно обрели свой окончательный конструктивный вид. Действительно, трудно придумать что-то другое. А ведь история знала множество других конструкций.
История автомобильных дисков начинается в период конца XIX – начала XX веков, во времена, когда наблюдалось бурное развитие автомобилестроения. Сначала диски изготавливались из отдельных деревянных частей, скреплялись между собой и обтягивались кожей. А в 30-ых годах XX столетия были изготовлены первые металлические диски посредством холодной штамповки из листа металла и сварки. Такой прорыв в отрасли позволил вывести производство автомобилей на серийный уровень. И, конечно, с тех пор технология изготовления дисков стала стремительно совершенствоваться, что продолжается вплоть до настоящего времени.
В середине XX века появляется новый метод и материал для изготовления автомобильных дисков – литье легкосплавных материалов. Такая необходимость была вызвана благодаря появлению конкуренции среди производителей автомобилей, развитию авиастроения, а также появлению гоночного спорта. Стремление уменьшить вес машины, увеличить показатели прочности и надежности отдельных элементов привело к замене тяжелых металлических штампованных новыми литыми дисками их легких материалов. Основным компонентом, входящим в состав таких сплавов был и остается алюминий. Кроме относительно небольшой стоимости (по сравнению с титаном и магнием) этот элемент отличается следующими преимуществами:
- легкий вес (на 10-15% снижается масса колес, что уменьшает динамическую нагрузку на подвеску и повышает ресурс элементов ходовой части);
- высокая теплопроводность (при торможении тепло быстрее рассеивается, покрышка работает в лучших условиях, безопасность и долговечность автомобиля увеличиваются);
- хорошие показатели при литье и прекрасная обрабатываемость резанием (появляются новые возможности по дизайну и улучшению механических характеристик);
Кроме того, литые диски из алюминия устойчивы к воздействию внешней среды, так как на поверхности алюминия при взаимодействии с кислородом сразу образуется оксидная пленка, весьма устойчивая к любым химическим реакциям. Алюминий хорошо проводит электричество, поэтому широко развита технология покрытия дисков методом анодирования различными красками и грунтами, что придает изделию великолепный внешний вид.
В определенных случаях имеет место создание литых дисков с применением магниевых, титановых, литиевых сплавов, а также композитных и углеводородных материалов.
В наши дни распространенными считаются только два вида колесных дисков - легкосплавные и штампованные ( стальные ). Все больше и больше водителей отдают предпочтение легкосплавным дискам, которые отличаются легкостью, прочностью и привлекательным дизайном.
Есть три вида легкосплавных дисков:
1. Литые диски - сочетают в себе легкость и превосходный внешний вид;
2. Кованные диски - отличаются прочностью и неплохим дизайном;
3. Составные диски - сочетают в себе особенности кованных и литых дисков, то есть они прочные и красивые.
В общей истории развития колесных дисков выделяют один интересный факт: в середине 20-х годов XX века один американский ученый изобрел колесо квадратной формы. Оно успешно прошло все испытания (преодолевало неровности дороги, отлично шло по грязи и снегу), развив при этом максимальную скорость в 60 км/ч.
← Защита автомобиля полимерной керамикой Диагностика и восстановление геометрии кузова →