Идею автомобильных стеклоочистителей, или по-простому «дворников», впервые предложила американка Мэри Андерсон ( анг. Mary Anderson) родом из Грин Каунти, штат Алабама. По роду занятий она не имела никакого отношения к технике. В один из ненастных дней Мери ехала в трамвае и обратила внимание на то, что осадки значительно усложняют управление транспортом. Вагоновожатый то и дело останавливал трамвай и выходил на улицу чтобы протереть стекло машины от налипшего снега. Только так было возможно обеспечить необходимый обзор дороги.
В 1903 году Мэри Андерсон получила патент на свое изобретение. «Устройство для очистки стекла» с ручным приводом было предназначено для трамваев. Получилось устройство с вращающейся рукояткой и резиновым валиком. У первого стеклоочистителя был рычаг, который позволял управлять ими изнутри машины. При помощи рычага, прижимное устройство с резинкой описывало дугу на стекле, удаляя капли дождя, хлопья снега со стекла и возвращалось на первоначальную позицию.
В начале прошлого столетия машины еще не были очень популярны (Генри Форд создал свое знаменитое авто только в 1908 году), поэтому многие насмехались над идеей Андерсон. Скептики считали, что движение щеток будет отвлекать водителей. Однако уже к 1913 году тысячи американцев имели собственные авто, а механические дворники стали стандартным оборудованием.
Автоматический стеклоочиститель придумала другая женщина-изобретатель Шарлотта Бридгвуд. Она возглавляла Бридгвудскую производственную компанию Нью-Йорка. В 1917 году Шарлотта Бридгвуд запатентовала электрический роликовый стеклоочиститель, назвав его Storm Windshield Clea.
В 1917 году американская фирма TriCo выпустила первый массовый автомобильный стеклоочиститель. Привод был ручным, дворник вращался вокруг своей оси и располагался между двумя горизонтальными частями лобового стекла, которое чаще всего было составным. Первые автоматические дворники были выпущены этой же фирмой для автомобилей марки Cadillac. О, нет, дворники приводились в движение не электрическим двигателем. Они работали за счет разряжения во впускном коллекторе двигателя! Система имела множество недостатков, например, скорость работы изменялась от режима работы двигателя, но в тоже время такая схема была настолько надежной, что автомобили с вакуумной системой привода дворников выпускались до 1964 года. Первые электрические дворники появились в 1926 году.
Вплоть до 1950-х, дворники работали непрерывно. В 50-е появились первые попытки сделать их работу прерывистой, но схемы чаще всего были или не надежными, или слишком сложными. За прерывистую работу современных дворников мы должны сказать спасибо Роберту Кирнсу, профессору университета Уэйна в Детройте. Еще в молодости из-за отвлекающей работы дворников, он попал в серьезную аварию. В 1963 году, сходив в магазин радиодеталей, Кирнс собрал за вечер небольшую схему, которая за счет заряжания конденсатора делала работу дворников прерывистой. В этом же году он предложил свою схему компании Ford. В 1969 году схема Кирнса была реализована в автомобилях Mercury. Однако, вскоре марка Ford отказалась от схемы Кирнса в пользу собственной схемы. В 1976 году, Кирнс, ради интереса приобрел в магазине запчастей блок управления дворниками и, разобрав его, понял, что фактически Ford продолжил использовать его схему без его ведома. В 1978 году он подал в суд на марку Ford.В 1990 году он выиграл дело. Но долгие судебные разбирательства потребовали большого количества денег и времени. Роберт Кирнс умер в 2005 году в бедноте, но зато с восторжествовавшей справедливостью. А мы в пасмурные деньки продолжаем использовать его замечательное изобретение.
Конструкция щеток не сильно изменилась с момента создания. Основной составляющей стеклоочистителя является резиновый элемент. Особые отличия разных дворников – в составе резины и качестве материала. Сейчас не производят стеклоочистителей из чистой резины, так как она замерзает на морозе зимой, а летом нагревается на солнце до 70-80 градусов, от чего резина лопается или высыхает. Кроме того, производители жидкостей для очистки стекол часто не учитывают химическую активность к резине. Поэтому в состав современных стеклоочистителей входят силикон, тефлон, графит, натуральный каучук.
Но говорят в скором будущем автомобильные дворники уйдут в историю. Компания McLaren работает над высокотехнологичными устройствами, которые будут очищать ветровое стекло с помощью звуковой волны. Идея устройства была взята из чертежей строительства истребителей. Там подобная система использует высокочастотные звуковые волны, чтобы создать силовое поле, которое способно удалить со стекла воду, насекомых и грязь. Устройство создает колебания, которые находятся вне диапазона восприятия человеческого уха, однако этого достаточно, чтобы стряхнуть мусор со стекла.
Система может поступить в производство уже в 2015 году. Ею будут оснащать автомобили стоимостью от 276 710 долларов до 1 416 100 долларов. В случае успеха, система будет внедрена и в автомобили массового производства.
← История автомобильных дисков Диагностика и восстановление геометрии кузова →