Наш мозг не воспринимает слишком очеловеченных роботов

Роботы, похожие на людей, обычно нас вдохновляют. Но чувство быстро меняется, когда машины выглядят слишком уж очеловеченно. И вот теперь исследователям удалось увидеть при сканировании мозга эффект, известный под названием «зловещая долина» (Uncanny Valley).

Их задача - выступать в качестве сексуальных партнеров, помогать с заботой и в борьбе с одиночеством, а также заменять собой обслуживающий персонал в ресторанах. Использование и распространение роботов не может быть остановлено. Поэтому тем более важно понимать, как люди в принципе реагируют на разные типы роботов. Это и стало причиной того, что исследователи из Рейнско-Вестфальского Технического университета RWTH в Аахене поставили перед собой задачу пересмотреть так называемую гипотезу «зловещей долины».

Эффект «зловещей долины» открыл еще в 1970 году японец Масахиро Мори. Инженер-робототехник объяснил, что принятие людьми роботов, аватаров или вымышленных персонажей увеличивается тем более, чем сильнее их внешность соответствует человеческой. Однако это восприятие резко прекращается, когда объект выглядит уже слишком человечным. Крутая наклонная линия на диаграмме Мори дала, казалось бы, парадоксальному эффекту название, которое можно перевести на русский как «зловещая долина».

Чтобы выяснить, что происходит с этим промежутком восприятия в головном мозге, исследовательская группа, возглавляемая Астрид Розенталь из Пюттнера, изучила активность мозга субъектов с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. В ходе эксперимента в общей сложности 21 добровольцу были показаны разные версии людей и роботов. При этом внешний вид роботов варьировался от таких, которые явно выглядели машинами, до гуманоидов и андроидов.

Участники исследования должны были оценить, насколько положительно воспринимались и насколько похожими на человека выглядели разные версии. Кроме того, испытуемым был задан вопрос, какому из показанных им «персонажей» они бы доверили выбрать для себя личный подарок. Результаты показали, что большинство респондентов предпочли бы поручить эту задачу людям или роботам-гуманоидам. Однако самые похожие на человека роботы для этой задачи выбраны не были.

[b]Эффект прослеживается в мозге[/b]

Реакцию на оцениваемых людей и роботов исследователи увидели в виде активности в средней префронтальной коре, той части мозга, которая отвечает за оценивание и положительное восприятие. При виде людей эта часть мозга была самой активной, но при виде машин - самой слабой. Скорее всего, пишут исследователи в своей статье, опубликованной в журнале Neuroscience, что эта часть мозга оценивает информацию о сходстве с человеком. Кроме того, исследователи обнаружили, что сигналы передаются в другую область мозга, которая называется вентромедиальной префронтальной корой (VMPFC). В этой области также принимается решение о симпатии.

Причем исследователи обнаружили, что активность в этой области протекала именно так, как это описано в гипотезе о зловещей долине. «В случаях роботов, выглядящих как люди, активность возрастала, но на границе между человеком и не человеком, активность снижалась и на диаграмме появлялась типичная долина», - объясняет Фабиан Фрабенхорст из Кембриджского университета, который также участвовал в исследовании.

[b]Активность областей для эмоций[/b]

Исследователи также обнаружили в своих исследованиях деятельность в области миндалины. Эта часть мозга, также называемая миндалевидным ядром, тоже отвечает за эмоциональную оценку ситуаций и ощущений, таких как страх и боязнь. Исследователи даже смогли предсказать, исходя из активности, отвергнет ли субъект подарок от человекоподобного робота.

Хотя результаты очевидны, они также показывают, что между субъектами в восприятии роботов и в глубине «долины» существуют индивидуальные различия. Это выражается в том, что некоторые очень сильно реагировали на андроидов, а другие в этой ситуации менее симпатизировали им. Все это привело исследователей к мнению, что какой-то единой и оптимальной для восприятия всеми формы робота не существует. Но при этом, считают авторы исследования, можно повысить положительное восприятие роботов с помощью социального опыта. Календарь цен на туры в реальном времени. Это календарь туров, в котором цены всегда в режиме реального времени. Добавьте его к себе в закладки, чтобы иметь возможность найти дешевые туры по своему направлению в текущем месяце или году. Можете подставить нужные вам города (откуда, куда). Посмотрите как меняются цены на туры в Египет по месяцам и в зависимости от выбранных конфигураций. Помимо этого система автоматически сгруппирует варианты с альтернативными настройками, которые так же могут приглянуться вам. Обязательно воспользуйтесь данной функцией.

 

b60ed0c0e08a72507bec7b6cc765995e