Плюсы и минусы автомобильного вариатора

Автомобили, как правило, насчитывают пять передач. В активе автоматической трансмиссии до восьми скоростей. Вариатор же имеет бесконечное количество передаточных чисел. Что такое вариатор? В чем его достоинства и недостатки? Чем он лучше «механики» или «автомата»? 

Передаточный механизм между колесами и силовым агрегатом называется — вариатором. Главная особенность этого устройства — способность плавно изменять скорость вращения ведомого и ведущего дисков.

Подобные механизмы уже давно и активно используются на скутерах, мотоциклах, снегоходах и другой технике. Впервые вариатор был установлен на автомобиль в середине двадцатого века, и только совсем недавно его начали устанавливать на свои машины известные автопроизводители.

Старт с места и последующее движение машины с вариатором в точности имитирует разгон мощного электромотора — быстрый набор оборотов, отсутствие провалов, нарастающий шум движения, и авто быстро устремляется вперед, оставляя сзади более мощные автомобили. Причина такого успеха проста — вариатор не тратит дорогостоящее время на переключение передач. Экспериментальным путем было доказано, что если взять два авто с одинаковыми двигателями, то первым к финишу придет тот, на котором стоит вариатор.

Такая конструкция трансмиссии простит начинающему автолюбителю многочисленные ошибки вождения — он не засохнет перед светофором, плавно тронется с любого положения, не покатится вниз при подъеме, исключит неоправданные нагрузки на детали трансмиссии. Под рулем у такого автомобиля только пара педалей, что повышает комфортность управления, особенно в городском режиме. Две педали невозможно перепутать, что существенно облегчит жизнь начинающим водителям. Но и бывалый профессионал будет полностью удовлетворен работой такого транспорта не только в городских пробках, но и на скоростном шоссе.

Возможно, некоторых автовладельцев будет раздражать ровная работа мотора на всех режимах передвижения. Конечно, здесь невозможно добиться спортивного «рева» при резком старте. «Умная» электроника, оптимизирующая работу силового агрегата, просто не даст этого сделать, так как заставляет работать двигатель в номинальном режиме. Но для адреналиновых «маньяков» производители придумали функцию «типтроник» – симулятор переключения передач. Водитель самостоятельно может дать команду на переключение вариатора, в одном из заранее установленных режимов. Для любителей быстрого разгона существует система «нак-дауну», как в автоматических коробках передач. 

Кроме всех вышеперечисленных достоинств, авто с вариатором имеет еще ряд существенных плюсов перед своими механическими и автомеханическими собратьями. Это существенная экономия топлива, более высокая приемистость двигателя, оптимизированная нагрузка на мотор и детали привода. Благодаря тому, что двигателем управляют микросхемы, а не педаль газа, он эксплуатируется в щадящем режиме и не требует частого технического обслуживания. При этом общий шум от работы двигателя и трансмиссии намного тише, а уровень СО в выхлопных пазах ниже.

Но у вариатора есть недостатки. Их несколько:

1.    Вариатор не устанавливается на машину с большим объемом двигателя. Хотя это вопрос на стадии решения. И скоро в серийное производство поступят первые модели.

2.    В качестве гидравлического наполнителя в трансмиссию заливается специальная жидкость. Она в несколько раз дороже масла, что требует более точного контроля ее уровня.

3.    Такую жидкость нельзя заменить аналогичной с другого автомобиля.

4.    При разрядке или отключении аккумуляторной батареи в вариаторе включается защита, и он автоматически калибруется на сто и более километров.

5.    Ремонт вариаторной трансмиссии очень дорог, а квалифицированных специалистов единицы.

6.    Есть несколько ограничений на буксировку вариаторного автомобиля.

7.    В работе вариатора участвуют множество датчиков положения и вращения коленвала. Выход из строя хотя бы одного из них приведет к некорректной работе трансмиссии или включению аварийного режима движения.

Несмотря на имеющиеся недостатки, большая часть специалистов склоняются к единому мнению, что вариатор — будущее автомобилестроения. Рано или поздно он отодвинет на обочину и механику, и автоматические коробки передач.

Выполняя простые правила эксплуатации, можно избежать ремонта и обеспечить вариатору длительный срок службы.

1.    Зимой в начале движения следует избегать трансмиссионных нагрузок. Надо, чтобы все элементы системы прогрелись на «малом ходу».

2.    Строгий контроль состояния жидкости и ее уровня со своевременной заменой. 

3.    Не давать больших нагрузок во время старта (данная трансмиссия не гоночная).

4.    Регулярно проверять работоспособность датчиков, целостность разъемов и проводов.

Если возникнут проблемы в движении, то диагностике сначала подлежат двигатель, система питания и зажигания. Стоит обратить внимание на коды неисправности и не пытаться отремонтировать вариатор самостоятельно.

В общем... Пробуйте, вариатор придется вам по душе.

← ТО в СТО или своими руками? Диагностика и восстановление геометрии кузова →

Комментарии к статье:


Оставить комментарий

Поля, отмеченные * обязательны к заполнению.

Поле будет скрыто при показе Вашего отзыва