«Звуки разной высоты и длительности». Музыкальный развивающий урок для детей

На этом уроке вам нужны будут знаки-палочки. Их можно вырезать из бархатной бумаги любого цвета и оклеить с оборота цветной глянцевой бумагой синего и красного цвета или раскрасить оборотную сторону. Длинная палочка 60—70 мм, короткая 30—35 мм. Ширина палочек одинаковая — 3—5 мм.

Общие указания

На этом уроке наш ученик продемонстрирует свои достижения в музыкальном развитии. Ребенок будет действовать с двумя свойствами музыкального звука одновременно. У нас есть все основания предполагать, что он справится с этим успешно. Сейчас мы воспользуемся умением детей различать и сравнивать предметы по размеру и цвету. Создадим ребенку условия для решения этой более сложной задачи — объединения двух свойств звука (высоты и длительности) на слуховой основе. В предлагаемых ниже играх новым будет введение двухцветной записи (высоты и длительности звука условными знаками) для своих рук. Два цвета — это естественный путь формирования навыка записи, чтения и игры нотного текста двумя руками в двух разных ключах (скрипичном и басовом) одновременно. Цвет знака — это внешний признак, дополнительная опора для ребенка при зрительном восприятии записи. Какой рукой играть — понять легко. Два цвета — две руки.

Первая игра

Ребенок сидит за столиком. Проверьте его посадку. На его столе лежит доска с одной длинной линейкой и приготовленные палочки: длинные и короткие синего цвета, длинные и короткие красного цвета. Педагог говорит условие игры: надо слушать разные звуки, выкладывать разные палочки, но обязательно, слушая низкие звуки, выкладывать их красными палочками, а слушая высокие звуки — синими. (Цвет палочки не имеет принципиального значения, но важно, чтобы было именно два разных цвета.)
Игра начинается. Педагог играет три низких звука на одной высоте (повторяется любая клавиша в малой октаве три раза), по длительности звуки разные: половинка, потом две четверти. Дети, слушая низкие звуки на одной высоте, различают их по длительности и записывают знаками: красными палочками на доске.

Вторая игра

Педагог играет три высоких звука во второй октаве: три раза повторяется любая клавиша. По длительности повторяются примеры из первой игры. Ребенок, воспринимая высокие звуки одной высоты, различает их по длительности, записывает знаками на доске синими палочками. Они с удовольствием действуют с разными палочками.

Третья игра

Педагог просит ребенка подойти к фортепиано со своей «записью». Он самостоятельно садится, а вы обязательно наблюдаете, если надо, то помогаете, напоминаете, где должны стоять ноги, есть ли подкладка на стуле. Помогите ребенку поставить доску на пюпитр. Все готово, можно играть на фортепиано по записи.
Ребенок смотрит на свою запись, читает условные знаки-палочки. В начале строки у него выложены красные палочки, разные по размеру. То, что разные по размеру палочки означают разные по длительности звуки, ребенку уже знакомо, понятно. Он уже умеет читать папочки (разные по размеру) и воспроизводить разные по длительности звуки. В данном примере новым является цвет палочки. Но и это понятно ребенку, так как ребенок должен уже уметь самостоятельно выкладывать на доске красные палочки, когда слышит низкие звуки. Теперь, когда ему надо играть на фортепиано по записи, то он должен вспомнить (внутренне представить), какие звучали звуки, когда он выкладывал на доске красные палочки, и решить новую задачу: какой рукой их удобнее играть на фортепиано.
Доска стоит на пюпитре. Запись слева направо. Ребенок смотрит на знаки, видит красные палочки, которые слева от него, и их очень удобно, естественно исполнить левой рукой.
Зрительное восприятие помогает ребенку, он действует правильно (играет левой рукой). Ребенок сам выбирает пальчик и играет на фортепиано левой рукой низкие звуки. Пусть при этом звучит не точно тот пример, который играл педагог. Бывает и так, что дети играют низкие звуки на разных клавишах, а не на одной (они не повторяют одну высоту, как делали вы). Это нельзя считать ошибкой. В этом примере важно другое: ребенок воспринял цвет палочки — красный, как признак высоты (низкие звуки) и признак для определения руки (левая).
Игра по знакам продолжается. Ребенок читает знаки дальше и доходит до синих палочек. Он вспоминает, какие звучали звуки, когда он выкладывал на доске синие палочки (они у него выложены правее). Зрительное восприятие помогает ребенку решить задачу, какой рукой играть на фортепиано дальше. Синие палочки выложены на доске справа и их удобно исполнить правой рукой. Палец и клавишу выбирает сам ребенок. (Может звучать не тот пример, который играл педагог - это не ошибка.)

Четвертая игра

Ребенок сидит за столиком. Перед ним доска без знаков. Палочки лежат отдельно, рядом. Педагог играет звуки, разные по высоте и по длительности. Но теперь педагог начинает играть сначала высокие звуки. Ребенок выкладывает палочки синие, начиная слева, и пусть он будет продолжать их выкладывать до конца строчки. Вы при этом играете высокие звуки во второй октаве, повторяя любую клавишу шесть раз, а по длительности в таких вариантах:
а) одна половинка, четыре четверти, затем одна половинка;
б) четыре четверти, затем две половинки.
То есть ребенок должен выложить подряд 12 палочек. Проследите, чтобы он распределил их на всю длину строки. Далее педагог играет низкие звуки, ребенок выкладывает красные палочки ниже синих, так как на первой строке у него уже нет места. Вы берете любую клавишу в малой октаве, а по длительности звуки те же, что и в вышеописанных двух вариантах с высокими звуками.

Пятая игра

Ребенок подходит к фортепиано, ставит доску на пюпитр, удобно садится и начинает играть по записи. Он воспроизводит на фортепиано относительное соотношение звуков по высоте и длительности.
На слух звучат не те примеры, что играли вы. Ребенок смотрит на знаки, вспоминает звучание. Играет сначала правой рукой, потом вторую строку левой. Цвет палочек помогает ему ориентироваться, какие звуки по высоте, какой рукой играть на фортепиано. Запись звуков по длительности ребенку хорошо знакома. Если он и ошибается, что вполне возможно на данном этапе, то он исправляет свои ошибки сам, так как эти ошибки видимы и слышимы для любого ребенка.

Шестая игра

Педагог просит ученика сесть за столик и сочинить свои примеры. Для этого выложить звуки на доске палочками, а потом играть на фортепиано. При воспроизведении «своего произведения» дети бывают разочарованы: то, что они сами записали, звучит не всегда красиво. Они пытаются исправлять запись и на доске, и на фортепиано. Внутренний слух ребенка еще не в такой мере развит, чтобы он мог себе сначала представить, что он хочет сочинить, а потом это записать. Но что радостно и важно — дети фантазируют, играя с палочками, комбинируют их, а потом слушают, что и как у них звучит. Послушайте и вы. Ни в коем случае нельзя убивать желание ребенка самостоятельно работать со звуками, комбинировать свойства музыкального звука. Ребенок при этом не только творит, но и совершенствует свои навыки на фортепиано. Он внимательно слушает звуки, разные по высоте и по длительности, он действует по всей клавиатуре, по-разному опирается на подушечку пальца, когда воспроизводит звук.

Выводы

На этом уроке при помощи палочек разного цвета и разной длины наш ребенок подготовился к тому, чтобы вплотную подойти к зрительно-слуховому восприятию общепринятой нотной записи. Последовательно и постепенно учился он «видеть знак» и самостоятельно претворять его в «звук». Он уже понял, что две строчки записи служат для игры двумя руками, хотя его ручки еще работали поочередно. Восприятие двухцветной записи поможет ребенку и дальше. Если ваш ученик захочет сыграть эти примеры, то при этом необходимо соблюсти два условия: играть обязательно одинаковыми пальцами (вторыми) и на одинаковых клавишах по именам (правой — ДО и левой — ДО или правой — РЕ и левой — РЕ). Официальный сайт БК Пин Ап https://pin-upp.ru - это высокие коэффициенты, быстрые выплаты и качественная поддержка 24/7.