Рецензия на фильм «Юность»

Режиссера ленты нередко сравнивают со знаменитым Федерико Феллини. Например, типаж главного героя «Большой красоты» Джепа Гамбарделла явно ссылается на персонажей, которых воплощал Марчелло Мастроянни в лентах Феллини. Кроме того, обе картины в свое время получили премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке: «Восемь с половиной» - в 1964 году, и «Большая красота» - в 2014-м.

Соррентино неизменно причисляют к плеяде режиссеров, которые восстанавливают традиции итальянского кино 50-70-х. Среди этой новой волны встал и Нанни Моретти, и в его фильме «Кайман» попробовал себя в актерском амплуа сам Соррентино, и нестареющий Джузеппе Торнаторе, и Маттео Гарроне. С последним Паоло почти ровесник, и тогда когда римлянин Гарроне ищет библейскую Гоморру в окрестностях Неаполя, где царит мафия, неаполитанец Соррентино отправляется за большой красотой в «Вечный город». Оба являются любимцами Каннского фестиваля и имеют в активе по две награды, привезенные из Лазурного Берега. Их фильмы встретились и в прошлом году в номинации на «Золотую пальмовую ветвь»: «Сказка сказок» Гарроне и собственно «Юность» Соррентино. И хотя оба остались без наград, получили многочисленные положительные отзывы кинокритиков и овации кинозрителей.

«Юность» - второй англоязычный фильм итальянца. Первый, «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном в роли пожилого инфантильного солиста рок-группы, получил Приз экуменического (то есть христианского) жюри, однако был холодно воспринят критиками. «Где бы ты ни был» - это некое роуд-муви, в котором главный герой, похожий на вокалиста группы «The Cure» Роберта Смита, после смерти отца отправляется на поиски нациста, который пытал того в Освенциме. «Где бы ты ни был» - это фильм-примирение: героя с окружающей действительностью и неизбежным старением, которое его ждет, и одновременно - евреев из кровавой и унизительной исторической судьбой, постигшей их народ. Даже месть старому нацисту, который доживает свой век, напоминает ритуал, необходимый для того, чтобы отпустить прошлое, и теряет всякий иной смысл. Героев «Где бы ты ни был» можно противопоставить персонажам «Юности»: они постоянно в дороге, ища что-то, то убегая от чего-то.

В «Юности» события происходят в швейцарском отеле, наполненном посетителями со всего мира. По словам самого Соррентино, он хотел снять фильм, противоположный панорамной «Большой красоте», ограничив место съемки курортом Швейцарских Альп. Однако это не лишает картину пространства: нам дают насладиться горными пейзажами, побродить по лесу, даже услышать симфонию альпийских коров. Герои Соррентино уже жили в швейцарском отеле, но не по собственному желанию, и к культуре не имели особого влечения. В «Последствиях любви», в первом признанном миром фильме Соррентино, бизнес-консультант Титта ди Джироламо, которого играет Тони Сервилло, фактически заключен в гостинице из-за неосторожного инвестирования мафиозных денег. Конечно, ожидать оздоровительные процедуры ему не приходится, не говоря уже о том, чтобы вернуться к семье, которая не видела его годами.
Последний раз Соррентино вспоминает мафию в фильме «Удивительный»: в связях с ней подозревают старожила итальянского правительства Джулио Андреотти. Того опять же играет Сервилло, перевоплощаясь в некоего рок-идола христианско-демократической партии. Актер прекрасно передал образ публичного и одновременно загадочного человека, чьи мысли и внутренний мир в течение многих лет недоступны не только для электората и соратников, но и для собственной жены. Игра Сервилло и интересный ракурс освещения политической темы принесли «Удивительному» Приз жюри в Каннах. В том же 2008 году Тони успевает сыграть роль в фильме Гарроне «Гоморра» - экранизации обличительной книги Роберто Савиано о неаполитанской мафии «Каморра». Кстати, последняя вынесла смертный приговор автору, поэтому он до сих пор скрывается и охраняется итальянской полицией.

Персонажи Соррентино обычно пожилые, однако на этот раз им далеко за пятьдесят, и герой Харви Кейтеля по имени Мик Бойл работает над сценарием фильма-завещания. Его же товарищ Фред Беллинджер, которого играет непревзойденный Майкл Кейн, - известный композитор и дирижер. Он имеет более скромные планы своего дальнейшего творчества: настойчиво отказывает представителю королевы Великобритании в концерте, а также отшивает французов, которые хотят написать его биографию. В этих обстоятельствах представляется иронией сходство между фамилиями героя Майкла Кейна и выдающегося американского писателя, сейчас уже шесть лет покойного - Джерома Сэлинджера.

Сама «Юность» напоминает композицию Беллинджер. Она не только проста, но и красивая, более того - очень личная. Соррентино признается в любви к футболу, намекает нам, что дорос до классической музыки, оставив рок-н-ролльную энергию главным героям, а поп-музыку отдав на растерзание Мику Бойлу. Кажется, режиссер видит себя в персонаже Харви Кейтеля, сочувствует ему, позволяет иногда говорить банальности и быть слишком самонадеянным. Мы понимаем, что Бойл - это самокритичный и ироничный взгляд режиссера на самого себя, на свои фобии и переживания. Тогда как Фред Беллинджер - лишь его идеал, ответ на вопрос, как достойно принять старость и при этом остаться молодым, не став посмешищем.

Соррентино признается, что стремился снять зрительский фильм, и персонажи «Юности» более уравновешены и человечные, в противовес саркастическому Джепа Гамбарделла из «Большой красоты», который не вызывает особых симпатий к себе. Режиссеру также удается сохранить динамичность, несмотря на статику локации. Не чурается Соррентино и фирменного визуального совершенства. Когда же режиссеру не хватает швейцарского курорта и его горных окрестностей, то дело доходит до снов и видений героев. И разноцветная публика не даст заскучать: то Марадоне заблагорассудится напомнить, что он левша, то Мисс Вселенная продефилирует обнаженной в бассейн, то вообще появится Адольф Гитлер, вероятно, жалея о том, что Швейцария во время Второй Мировой сохраняла нейтралитет. Курорт для героев «Юности» - это метафора вынужденной остановки, но не ради отдыха, а для ответа на вопрос, нависших над ними. Именно здесь они должны разобраться со своим прошлым

«Юность» - это очередная борьба со смертью. Соррентино идет дальше своих великих предшественников, изображая не просто скучающих мужчин, но и то, как быть после жизненного излома. Режиссер находит лекарство от апатии. Между ужасом и страстью, подобно одному из героев «Юности», он в очередной раз выбирает страсть.

Его персонажи неизменно перевоплощаются, а если же внутренняя молодость невозможна, то достойно принимают смерть. В «Лишнем человека» смерть Тони Пиззапиа становится катализатором перемен в жизни его тезки, так же как и смерть отца Шайенн заставляет сына отправиться в путешествие, что становится новой отправной точкой для рок-музыканта на пенсии «Где бы ты ни был». Через этот критический момент вынуждены пройти и персонажи «Юности», что еще раз напоминает прописную истину: ничто так не стимулирует творчество, как воспоминание о неотвратимой смерти. Рекламная запись видео порно https://abeldanger.net/ , жмите.