Рецензия на фильм "Вулкан"

Украинское кино - в первую очередь благодаря системной поддержке Госкино - имеет возможность динамично развиваться. Это развитие пока не предусматривает значительных финансовых успехов - но дает возможность художникам попробовать себя в самых разных направлениях. Одним из качественных примеров творческого поиска можно назвать украинского-немецко-монакский фильм-драму 2018 режиссера Романа Бондарчука «Вулкан» (нем. «Vulkan»), которы вышел на экраны в апреле 2019 года.

Итак, переводчик Лукас, работает в миссии ОБСЕ - команда возвращается с миссии в Крыму. Иностранные коллеги обращаются с ним несколько свысока - и когда их машина ломается, именно он отправляется в поселок искать помощи. Вернувшись, он не находит ни джипа, ни иностранной делегации - и через пару часов он остается без пиджака с документами и деньгами; именно в поселке его приютят водитель Владимир, его дочь - Марушка и ее старая бабушка...

В общем, «Вулкан» - это некое путешествие в украинскую провинцию, где нет ни работы, ни прав, ни перспектив. Да, есть фермерские хозяйства, «между строк» мы узнаем про полурабский труд сезонных рабочих, видим картины разрушенной инфраструктуры, коррумпированные правоохранительные органы, падшую систему досуга... однако Лукас вынужден остаться - и атмосфера сама его затягивает и он становится в заброшенной глуши - «своим».

Операторская работа, если так можно сказать, «поэтическая» - следует отметить и планы, снятые «сверху»; так же и сценарий, который несколько «сгущает краски», но мы видим что это некий «концентрат реальности». Да, это вопиющий отрыв сюжетов по телевизору, патриотических лозунгов ТВ и того факта, что односельчане собирают мобилизованным на бронежилеты. Декларируемая Европа - от дорог и отношение власти к людям, которые ей нужны только «в критический момент»; где декоммунизацию считают в цене цветного металла. И наряду с этим - это не кино реализм в чистом виде - это скорее сюрреалистическое переосмысления, не побоюсь сказать, сюрреалистических реалий современной Украины. Конечно, насчет «претензии» можно указать на тот факт, что речь героев (не ТВ!) исключительно украинская, что нельзя сказать про языковой рисунок Юга Украины.

Герои. Основная линия - это история «единства и противостояния» Лукаса (актер Сергей Степанский) и водителя Вовы (Виктор Жданов). Первый олицетворяет успешный класс горожан, второй - людей из провинциальных городков; Владимир хоть и прошел Майдан, и войну, как понимаем в первой волне мобилизации, но он не видит изменений в характере преобразований в стране - он живет по инерции, но не скатывается на дно, не жалуется, выживает и маневрирует - исходя из обстоятельств; Лукас чужой в этой среде, но привыкает - еще недавно он носил часы за пятьсот евро, а сейчас собирает металлолом. Адаптации человека способствует его расположение, а затем и более глубокие чувства к дочери хозяина - Марушки; персонаж актрисы Кристины Дейлик - это образ той молодежи, которая решила не искать счастья в больших городах. Актеры второго плана полностью раскрывают сценарный замысел ленты.

Как вывод. «Вулкан», «это необычная лента об обычных украинцах», реалистичная лента без углов грубого реализма и натурализма; ее нельзя рекомендовать для «легкого вечера», но разумного и вдумчивого зрителя она не шокирует. Схвати удачу за хвост и выиграй у казино прямо сейчас .