Пути реализации применительно к Бакинскому мореходному училищу

Обеспечение безопасности мореплавания — сложная, многоплановая проблема. Сегодня она далеко вышла за рамки чисто судоводительского искусства и, помимо него, включает такие компоненты, как техническое состояние флота, береговое обслуживание, престиж профессии моряка, человеческий фактор, сокращение численности экипажей, подготовка специалистов в учебных заведениях и многие другие. Уже не раз поднимали эти вопросы применительно к различным бассейнам страны. Недавно наш корреспондент М. Кичигин побывал в Каспийском пароходстве, где встретился с начальником службы безопасности мореплавания Б. Нагдалиевым и попросил его ответить на ряд вопросов. Предлагаем запись этой беседы.

Немало сделано и для повышения профессионального уровня судоводителей. Были разработаны программы для проверки знаний, в судовых квалификационных комиссиях непременно участвуют капитаны-наставники. Для более углубленного освоения МППСС—72 проверки проводятся непосредственно на радиолокационном тренажере.

Однако ни эти усилия, ни комплекс других мер не достигают пока цели: профессиональный уровень отдельных судоводителей продолжает оставаться низким. В немалой степени это объясняется слабой подготовкой специалистов в Бакинском мореходном училище — основном поставщике кадров для пароходства. Явно назрела необходимость пересмотреть систему подготовки курсантов-судоводителей, а заодно и подбора преподавательского состава. К преподаванию следовало бы привлекать опытных капитанов, имеющих к тому соответствующие склонности. Разумеется, при этом надо решить проблему материальной заинтересованности, иначе дело с мертвой точки не сдвинуть.

— Давайте остановимся на этом вопросе подробнее. Какие вы видите пути реализации этого постановления применительно к Бакинскому мореходному училищу?

— Каких-то «индивидуальных» я назвать не могу. Они общие для всех средних мореходок. Основная проблема — несовершенство учебных программ. И хотя в последнее время в этой области кое-что сделано, реальных результатов пока не видно. И вообще я считаю, что мореходные училища на основе типовых программ могут самостоятельно разрабатывать учебные планы, программы и согласовывать их с пароходством.

Есть предложения и по рациональному распределению спецдисциплин в зависимости от года обучения. Например, на младших курсах можно было бы начать с истории мореплавания, устройства и классификации судов, уставов и т. п. По мере продвижения по учебным ступенькам можно приступать к изучению штурманского дела, основ астрономии, навигации, лоции, безопасности мореплавания, технических средств судовождения.

По общему мнению, крайне отрицательную роль в становлении молодых судоводителей играет первый период после окончания училища, когда выпускники в течение двух-трех лет, как правило, плавают матросами. За это время молодой специалист полностью дисквалифицируется и при выдвижении на командную должность должен фактически заново переучиваться.

Другая важная проблема в средних мореходках — это призыв курсантов в Советскую Армию по достижении ими 20 лет. В ожидании призыва курсанты полностью расхолаживаются, плохо посещают занятия, а после службы редко возвращаются в училище. Эта проблема станет еще острее, когда в средние мореходки будут принимать молодежь с 10-летним образованием. Получится, что уже на втором году обучения курсанты будут уходить в армию. Следовало бы предоставлять отсрочку призыва до окончания училища. Только на официальном сайте лучшие условия и топовые спины.