Образование цен на фрахтовом рынке

Основным фактором в образовании цен является соотношение спроса на тоннаж и его предложения, которое зависит от многих обстоятельств, проявляющихся всякий раз в различных комбинациях. В одно и то же время одни из них обусловливают повышение ставок фрахта и аренды, другие — понижение. Поэтому их совместное влияние на уровень цен фрахтовых рынков проявляется как случайное. Необходимо заметить, что, хотя и нельзя предсказать каждое в отдельности такое событие, изучение и учет статистических закономерностей, которым оно подчиняется, позволяют повысить эффективность решения конкретных практических задач.

Специальный анализ показал, что суммарные периоды состояний фрахтового рынка, характеризуемые как подъем, спад и стояние, можно считать одинаковыми, хотя продолжительность каждого из них (обычно кварталы и даже годы) и порядок их смены являются случайными. Довольно часто, особенно в периоды стояния, средненедельные ставки фрахта на основных грузонаправлениях мирового фрахтового рынка остаются практически неизменными. Вместе с тем за неделю эти цены могут измениться на десятки процентов. Предвидеть их колебания с достаточной степенью достоверности практически невозможно. Это касается и величины скачка и его срока.

Отсюда вытекает необходимость постоянного наблюдения за рынком, чтобы сразу же обнаружить начальный момент возникновения такого скачка и принять срочные меры по изменению ранее намеченных планов перевозок и работы флота с учетом складывающейся конъюнктуры. Это позволит получать в целом наилучшие из возможных результатов. Но только в целом, поскольку конкретное решение может быть и ошибочным, что выясняется позже. В любом деле есть риск, в том числе и в прогнозах относительно реальных колебаний уровня ставок.

Здесь уместно подчеркнуть, что получение большой прибыли принципиально невозможно без оправданного риска при принятий управленческих решений. Возникающие при этом потери, равно как и сиюминутная выгода не должны быть факторами, определяющими стратегию деятельности судовладельца. Они в общем случае имеют обратное, а не прямое влияние на достижение главной цели — обеспечение роста прибыли при полном и своевременном удовлетворении потребностей народного хозяйства в морских перевозках грузов.

В заключение необходимо отметить, что изучение рынков сбыта морских транспортных услуг и, в частности, мирового фрахтового рынка, должно выполняться собственными силами Минморфлота. Дело в том, что, как правило, оценки состояния рынков не одинаковы у разных фирм. Это понятно, так как по-разному можно расставить акценты, интерпретировать одни и те же факты.

Изучение рынков давно уже стало одним из важнейших аспектов функционирования всех крупных компаний за рубежом. Причем оно носит не только практический, но и теоретический характер. Связанные с этим расходы составляют 1—3% стоимости производимой продукции. Кроме того, в капиталистических странах такие исследования ао все возрастающих масштабах проводят государственные органы и специализированные фирмы. Только большие выигрыши и щедрые бонусы ждут тебя на pin up .