Из морской практики: «Под ручку»

В феврале 1944 г. на пароходе «Кузьма Минин» Дальневосточного пароходства дедвейтом 14 600 т на пути из Портланда (США) во Владивосток с генеральным грузом, в Беринговом море, в районе Командорских островов в штормовую погоду был потерян гребной винт. Судно несло на Командоры.

Пароход «Партизанск» того же пароходства и примерно такого же водоизмещения, находившийся ближе всех к тому району, где произошла авария, подошел к дрейфующему судну. Капитан «Партизанска» В. Факторович, умело маневрируя на крупном волнении и в непосредственной близости от рифов, взял на буксир «Кузьму Минина» и повел его в ближайший порт — Петропавловск.

На пути в Петропавловск буксирный трос трижды рвался, и операции по подаче буксира в условиях шторма повторялись. При подходе к Авачинской губе из-за начавшейся пурги видимость ухудшилась настолько, что входить в залив было опасно, и суда вынуждены были штормовать в море.

К утру следующего дня ветер стих, погода улучшилась и «Партизанск» с аварийным судном на буксире стал входить в Авачу. Когда суда находились в самой узкой части входа, снова лопнул трос, на котором буксировали. Прошла команда отдать якоря. Затем «Партизанск», выбрав буксирный трос, развернулся на обратный курс для повторного захода.

В это время шедший сзади пароход «Жан-Жорес» типа «Либерти» (капитан Щетинина А. И.) попытался взять на буксир «Кузьму Минина», но безуспешно. Несколько позднее развернувшийся пароход «Партизанск» вновь взял на буксир аварийное судно и поставил его на якорь в Авачинской губе, в трех милях от порта Петропавловск.

Так описывает это событие А. Щетинина в своей книге «На морях и океанах».

Итак, высокое мастерство и морской опыт всех участвовавших капитанов спасли аварийное судно.

Возник вопрос — что же делать дальше? Судно нужно ввести в порт для разгрузки и решения вопроса о его дальнейшей судьбе. Но в порту не оказалось буксирных катеров, способных выполнить эту операцию.

Оставлять на рейде аварийное судно было опасно, тем более, что на нем заканчивались запасы бункера, воды и т. д.

У начальника порта собрали совещание лоцманов и капитанов, стоявших в порту судов. Ввод аварийного судна в порт на буксире одного из наиболее подходящих для этой цели судов был отвергнут сразу из-за узкости входного фарватера, крутого поворота на входных створах у мыса Сигнальный и ограниченной акватории порта. Оставалось ждать прихода буксирного катера. Однако у меня (я был тогда капитаном парохода «Красногвардеец» — типа «Либерти» и других капитанов возникла мысль — если нельзя ввести аварийное судно на буксире другого, не попробовать ли ввести его лагом (у борта другого судна). Вариант, конечно, необычный и рискованный, но попробовать стоило. Проведение такой операции было поручено мне. Имея опыт неоднократных заходов в этот порт, опыт проводки других судов в качестве лоцмана и, проведя некоторые расчеты, я согласился.

Этот в общем-то рискованный вариант при ближайшем рассмотрении и расчете оказался не столь рискованным.

Дело в том, что наиболее трудным участком при входе в порт одновинтового судна с винтом правого шага, является поворот почти на 90° влево при переходе с входного створа на портовый у мыса Сигнальный. Развить большой ход для увеличения угловой скорости поворота нельзя из-за ограниченной акватории (близость причалов), а использование заднего хода при левом повороте неэффективно. Поэтому подходить к месту поворота приходилось на самой малой скорости и затем несколько минут давать полный ход вперед при руле лево на борту. Это помогало повороту без развития большой инерции. Если же входить в порт, имея другое судно ошвартованным с левого борта, то проблема резкого и большого поворота влево решалась легче. В этом случае такой поворот можно сделать даже при самой минимальной скорости.

Именно на это я и расчитывал. И расчет полностью оправдался.
Расчет и проверка дали положительный результат: пароход «Кузьма Минин» благополучно заведен в порт и поставлен к угольному причалу. Получить вечный доступ к слотам в казино онлайн .